Новости

Достояние республики

Прекрасный костюм шиликтинского «золотого человека», воссозданный в мельчайших деталях академиком Академии художеств РК Крымом Алтынбековым на основе тщательного изучения всех обнаруженных находок скифо-сакского периода, выполненных в сакском зверином стиле, предстал перед зрителем Семея во всем своем великолепии.

18.09.2018

Прекрасный костюм шиликтинского «золотого человека», воссозданный в мельчайших деталях академиком Академии художеств РК Крымом Алтынбековым на основе тщательного изучения всех обнаруженных находок скифо-сакского периода, выполненных в сакском зверином стиле, предстал перед зрителем Семея во всем своем великолепии.

Тысячи золотых бляшек, украшающих сверкающий золотой его наряд, были выложены в сакральные орнаменты и рисунки, используемые в качестве мощных оберегов для его хозяина.

Исследования показали, что шиликтинский «золотой человек» был старше своего знаменитого предшественника – «золотого человека», найденного в долине Иссык, по крайне мере на четыре века. Находка датируется VIII веком до
н. э., когда на территории современного Казахстана жили представители ранних формирований родовых общин и родовых союзов саков. То, что шиликтинский «золотой человек» принадлежал к царскому роду, не вызывает никаких сомнений. Об этом говорит количество золотых изделий, обнаруженных в гробнице под курганом – 4 303, а также богатая утварь и сам характер золотых украшений, несущих задачу не только быть украшением костюма знатного вождя, но и быть ему самыми надежными оберегами.

Стоит отметить, что реставрационные работы заняли не один месяц. Автором реконструкции костюма стал художник-реставратор, основатель и руководитель реставрационной лаборатории «Остров Крым», заслуженный деятель Казахстана, член Союза художников РК, академик Академии художеств РК Крым Алтынбеков. Приступая к работе по реконструкции костюма, автор тщательно изучил многие работы археологов, описавших находки, относящиеся к разным периодам, но выполненные в так называемом сакском зверином стиле.

Конечно, в первую очередь художник ориентировался на сами золотые изделия, найденные в погребальном комплексе Шиликтинской долины. Кроме того, источниками послужили настенные рельефы эпохи Ахеменидов (современный Иран – прим. авт.), где изображались саки-тиграхауда, костюм погребенного сака, обнаруженного на Алтае, где благодаря условиям вечной мерзлоты он чудом сохранился почти в том виде, в котором был похоронен, а также описания костюмов саков и скифов, сделанные историками древнего мира.

Итоги проведенного исследования привели ученых и художников к выводу, что сакский звериный стиль не возник среди кочевого народа в одночасье. Он складывался в течение нескольких веков. Мастерство обработки металла, изящество выполнения высокохудожественных украшений красноречиво говорят, что понадобилось не одно поколение златокузнецов, чтобы они сумели выработать методику обработки металла с таким безупречным совершенством. Поэтому исследователи сейчас ищут предтечу звериного стиля в изделиях, относящихся к племенам Андроновской культуры.

Венцом исследовательской работы стала реставрация шиликтинского «золотого человека». Он значительно отличается от одеяния иссыкского «золотого человека». Длиннополый кандис, богато расшитый золотыми бляшками, кожаный кафтан и шерстяные штаны, украшенные золотыми жемчужинками и бляшками, а также великолепный головной убор, оружие и жезл представляют собой единый ансамбль царственной особы, предназначенный, несомненно, только для выхода в самых особенных и торжественных случаях.

Увидеть вблизи шиликтинского «золотого человека» семейчанам посчастливилось впервые. Несколько лет назад в Семее побывала выставка первого «золотого человека». Так что горожанам есть что сравнивать и изучать.